понедельник, 16 апреля 2012 г.

IPO Facebook

Пишут, что на 2 квартал 2012 года ожидается IPO Facebook. Компанию оценивают в 100 млрд. долларов, а М.Цукерберга называют самым молодым миллиардером или самым успешным бизнесменом.
Откуда же взялась такая фантастическая оценка в 100 млрд. долларов?
Скорее всего вот от куда:



Многие интернет стартапы на этапе становления не генерят никакой прибыли, однако имеют огромную аудиторию и для инвесторов интуитивно понятно, что если есть веб-продукт, который клещами держит десятки тысяч пользователей у экрана, это дорогого стоит.
Однако по доходности такой проект не оценишь, т.к. его авторы зачастую не знают механизмов монетизации проекта, а если знают, то предлагаемый денежных поток проекта не позволит оценить его "справедливо" по их мнению.
По затратам на создание многие интернет-проекты тоже не оценишь в силу их уникальности.
А сравнительный метод подвержен инфляции оценок, которая и выливается в пузыри доткомов.

Однако за последние 5-10 лет на рынке сложилась следующая интуитивная/экспертная оценка: интернет-проект с постоянной аудиторией в 10 000 человек стоит не более 1 млн. долларов. Т.е. не дороже 100 долларов за постоянного посетителя.
Под постоянной аудиторией понимается среднее за полгода количество уникальных посетителей в месяц, которое меряется стандартными средствами интернет-статистики.
Это конечно предельная оценка и за такие деньги продаются региональные интернет-проекты крупным игрокам.

Недавняя сделка по приобретению фотосети инстаграм была например оценена в 1 млрд. долларов США при 30 млн. зарегистрированных пользователях. Если треть пользователей хотя бы раз в месяц пользуется приложением, то вот они 100 долларов за постоянного посетителя.

По данным гугла, на июль прошлого года, Фэйсбук посещало 880 млн. пользователей ежемесячно. На июль 2012 года, наверняка будет 1 миллиард человек.
Вот и получаем, пользуясь интуитивным методом оценку в 100 миллиардов долларов за проект.
Однако следует заметить, что данная оценка это предельная цена, выше которой сделка гарантированно будет невыгодной.

Пользуясь такой оценкой, можно оценить и дневник Артемия Лебедева или Навального, т.к. имея по 13 тыс. подписчиков по данным жж, плюс еще тех, кого жж не посчитал можно оценить в половину от 13 тысяч. Получаем, что дневники рассматриваемых топ-блоггеров стоят по 2 млн. долларов США.

Про фейсбук кстати следующее наблюдение: пока база пользователей росла быстрыми темпами, на 100% и более в год, продавать долю на ИПО не было смысла, т.к. 100% роста базы пользователей означает 100% роста капитализации компании, соответственно если сейчас компания проводит ИПО, значит рост пользователей подошел к своему потолку.

Кстати топик не имел целью привлечь к участию в IPO века. Наоборот, на рынке огромное количество компаний, в которые можно вложить деньги с намного меньшим риском и большей доходностью.
Также есть мнение, что грядущее ИПО будет вехой, после которой начнется нисходящий тренд на рынках акций.

В заключение, предлагаю посмотреть прекрасное видео, отлично иллюстрирующее суть многих интернет-проектов:

Комментариев нет:

Отправить комментарий