четверг, 5 февраля 2015 г.

Макроэкономика санкций

Читаю учебник CFA по макроэкономике. Там достаточно подробно разобрана неоклассическая модель экономического роста. Суть в следующем:
Устойчивый экономический рост определяется как:
dY/Y= θ/(1-а)+n%, где
dY/Y - рост ВВП;
θ - рост производительности труда;
а - доля (стоимости) капитала в ВВП, а (1-а) соответственно доля (стоимости) труда в ВВП;
n% - рост населения.

Получается, что санкциями на ограничения современных технологий для РФ ограничивается θ , и даже становится отрицательной в связи с недоступностью ранее доступных технологий и соответственным падением производительности труда. Падение рубля и ограничения на ведение бизнеса иностранным компаниям в РФ также ограничивают доступность иностранных технологий.
Также для РФ ограничено привлечение иностранного капитала, что снижает долю стоимости капитала в ВВП. В формуле уменьшается элемент "а" и в ВВП растет доля стоимости труда, знаменатель (1-а) растет.
n% в связи с падением рубля также снижается, т.к. мигранты возвращаются в родные края из-за низких заработков в РФ, вызванных низким курсом.

Итого, санкции четко по экономической теории бьют по ВВП государства, что не удивительно, хорошая теория лишь описывает окружающую реальность.

Снижение уровня устойчивого роста ВВП, по учебнику ведет к росту процентных ставок, так как разница между фактическим ростом ВВП и устойчивым уровнем в 2014 году становится отрицательной, что означает избыток спроса относительно предложения, что влечет инфляцию. Центробанки в таких случаях действительно повышают ставки.

На основе изложенных выше мыслей (а также неизложенных) попробую сделать прогноз по ставкам, а также инфляции.
1. Пока действие санкций не прекратилось, видимо будет отрицательный устойчивый рост, т.е. ежегодное падение ВВП.
2. Реальный ВВП также будет падать в среднем, пока санкции имеют действие, т.е. до уровня технологий советского союза и полного вывода капиталов. Однако в краткосрочной перспективе может быть и рост за счет ребалансировки трат и увеличении нормы сбережений.
3. Номинальный ВВП (реальный + инфляция) может быть любым в зависимости от уровня инфляции. Если ставку будут снижать, то будет высокая инфляция. Если ставку будут держать на высоком уровне, то низкая.
4. Следовательно у государства есть 2 варианта:
4.1. Высокая ставка, = низкая инфляция, банковский кризис, остановка производств и развития, возможно скупка госбанками частных предприятий.
4.2. Низкая ставка = высокая инфляция, восстановление банков за счет обесценения необходимости резервирования, работа производств в текущем режиме, остановка развития в связи с невозможностью планирования на дальний горизонт из-за высокого уровня инфляции.
5. Рост цен на нефть увеличит "а", т.е. приток капитала, но не изменит снижение производительности труда. Есть еще страшный вариант 4.3.: высокая ставка для корпоратов, низкая ставка (эмиссия) для государства.
6. Выбор инструментов:
4.1. вариант хорош для вложений в гос.облигации и облигации экспортеров,
4.2. вариант неплох для акций, плох для облигаций.
Оба варианта похоже плохи для облигаций банков и предприятий, ориентированных на специализированный внутренний спрос (b2b и лакшери). Для облигаций ритейлеров наверное 4.1. вариант скорее хорош, чем плох.
Оба варианта плохи для курса рубля, но я верю в текущий овершутинг и наверное в обоих вариантах можно получить рублевую доходность выше падения рубля или хотя бы на том же уровне.

И сейчас непонятно по какому варианту пойдет развитие: 4.1., 4.2. или страшный 4.3.

Комментариев нет:

Отправить комментарий